Главная
 

Основные принципы ТРИЗ и их применение

- продолжение статьи Н.Хоменко на сайте ТРИЗЛанд.РУ----

Долгое время единственным инструментом решения творческих задач - задач, не имеющих эффективных механизмов решения, - был "метод проб и ошибок". В начале 20 века резко возросла потребность в регулярном решении таких творческих задач, что привело к появлению многочисленных модификаций "метода проб и ошибок". Наиболее известные из них - различные варианты таких методов, как "мозговой штурм", "синектика", "морфологический анализ", "метод контрольных вопросов", "метод каталога".

Суть всех этих методов - повышение интенсивности генерации идей и перебора вариантов. Но существует и противоречие - можно сэкономить время на генерацию идей, но затратить его еще больше на анализ полученных вариантов и выбор наилучшего. Как показали прошедшие годы и проведенные в разных странах исследования количество полученных этими методами идей никак не связанно с качеством решения проблемы.

Еще в сороковых годах Г.С. Альтшуллер поставил задачу иначе: "Как без многочисленного перебора вариантов решения проблемы выходить сразу на сильные решения?".

Справиться с этой задачей позволяют три принципа, лежащие в основе ТРИЗ.

1. Принцип объективности законов развития систем - строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам.
- Важно добавить: в истории да! А в реальности может быть и совершенно иначе! Смена поколений систем может подчиняться "воле одного человека" - Начальника-ВГ

Отсюда: сильные решения - это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.

2. Принцип противоречия - под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий - скрытых или явных.
- Где существуют противоречия? Где они живут? В голове человека, не учитывающего законы развития! - ВГ

Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов.
Отсюда: сильные решения - это решения, преодолевающие противоречия.
- Многие авторы, пишущие о ТРИЗ, грешат антропоморфизмом. Представляют дело так, будто "системы эволюционируют, преодолевая..." без людей! На самом деле это люди, предолевают противоречия в своем сознании. А системам глубоко.... на них. Система могла бы сказать человеку: "Противоречие - это твоя проблема! У меня нет противоречий!" - ВГ

3. Принцип конкретности - каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеет особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы.
- К сожалению, автор не открыл нам эти особенности! А жаль, ведь и принцип стал неконкретным! - ВГ

Эти особенности определяются ресурсами: внутренними - теми, на которых строится система, и внешними - той средой и ситуацией, в которых находится система.
Отсюда: сильные решения - это решения, учитывающие особенности конкретных проблемных ситуаций.
- Изменим высказывание: если человек, учитывает "особенности конкретных проблемных ситуаций", то получается сильное решение. Но это не так! Если бы было так, то Любое Решение было бы "сильным", поскольку какие-то особенности ситуаций ВСЕГДА учитываются. Принцип остался непонятным!- ВГ

Методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов приложения этих общих положений к решению конкретных проблем.

Современная Теория Решения Изобретательских Задач включает:
• Механизмы планомерного преобразования размытой, проблемной ситуации в четкий образ будущего решения.
• Механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений.
• Обширный информационный фонд - концентрированный опыт решения проблем.

От теории - к практике

Приведем показательный пример из практики консультантов минских тризовцев:

Один из крупнейших заводов поставил перед ними задачу: "Как повысить конкурентоспособность нашей продукции?".

Поставленная проблема затрагивала две системы. Первая - техническая система: продукция предприятия. Вторая - рынок товаров.

Специалисты по ТРИЗ проанализировали как текущее состояние рынка, так и перспективы развития продукции предприятия. Затем существующее состояние было сопоставлено с объективными законами развития обоих классов систем. В результате заказчику было предложено два решения.

Первое: добавить к функциям выпускаемого заводом бытового электронного прибора дополнительную функцию, полезную для потребителей.

Второе предложение касалось более серьезных изменений, но обеспечивало выход завода со своей продукцией в новую свободную нишу рынка.

Оба предложения были закономерно найдены на основе методологии ТРИЗ, но оба были отвергнуты заказчиком: уж очень они казались "дикими" - неожиданными, непонятными.

Через год после этих событий одна южнокорейская фирма построила свою рекламную кампанию на том, что, помимо основных функций, ее изделие освежает воздух в помещении, т. е. она использовала идею, аналогичную первому предложению, сделанному заводу.

А еще через год известная американская фирма вышла на рынок с идеей, созвучной со вторым предложением заводу, и стала на некоторое время монополистом в открытой ею рыночной нише, выйдя на третье место в мире по компьютерному бизнесу и обойдя такого гиганта, как фирма IВМ.

Спустя два года после этой истории "черный прогноз", сделанный тризовцами, оправдался. Ситуация на рынке изменилась, и завод, не пожелавший ничего менять в своей деятельности, надолго остановился, отправив рабочих в отпуска без содержания.

Этот пример иллюстрирует одно из слабых мест теории: ее выводы кажутся слишком неправдоподобными, "дикими", неправильными. И это несмотря на то, что за пятьдесят лет развития ТРИЗ ее прогнозы, как правило, оправдывались, а непринятие предлагаемых решений приводило иногда к несчастным случаям и катастрофам.

- Вывод уважаемого автора представляется неточным! Давайте вчитаемся в написанное: "ее - Теории! - выводы кажутся слишком неправдоподобными, "дикими", неправильными".

Кому "кажутся дикими" выводы? Заказчику! А специалисту по ТРИЗ они таковыми не кажутся! Значит проблема только в том, что специалист по ТРИЗ не умеет убедить Заказчика в закономерности предложенного теорией решения. Нужна специальная работа по "продвижения решения" в сознание Заказчика!-ВГ

Counter

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.