Концепция создания системы образования и газеты для нее, версия 0807
Существующую вокруг нас жизнь все труднее называть «разумной». Идея безумного мира родилась уже достаточно давно и мир вокруг дает достаточно доказательств своей безумности. Причины разрушения разумности в обществе, придавленном государственной машиной, можно исследовать специально и мы этим занимаемся. Но заниматься исследованиями в современных условиях недостаточно – нужны практические шаги. Какие же шаги можно и нужно делать?
Возрождение разумности человека, семьи, организации, общества и государства на наш взгляд возможно лишь на основе кардинального преобразования системы образования. Для выполнения этой миссии Существующая Образовательная Система (СОС!) сама должна стать Разумным Образованием. Но может ли консервативная система, реформируемая уже на протяжении жизней нескольких поколений, измениться в лучшую сторону?
Наш ответ отрицательный – нет, она не сможет это сделать сама, да ей и не дадут это сделать. Слишком много авторитетных особ кормится в этой системе, заинтересованных в сохранении своего статуса. Слишком мало, практически нет тех, кто мог бы замахнуться на кардинальные реформы. Возникает противоречие: как реформировать систему, которую реформировать невозможно.
Ответ простой – надо это делать, не занимаясь существующей системой образования. Надо заниматься созданием другой системы – новой, реальной инновационной системой. Такую систему мы называем Разумной Образовательной Системой (РОС). Отличие новой реально инновационной системы в том, что она построена на главном принципе разумной деятельности – эффективной сквозной обратной связи. В существующей образовательной системе обратная связь либо отсутствует, либо малоэффективна.
Следующий по важности принцип – принцип эффективности. Любая современная система, независимо от сферы ее существования, должна быть эффективной. Это означает, что результаты деятельности должны достигаться не любой ценой, а с минимальными затратами времени, энергии людей, финансов, ресурсов. И эти затраты должны постоянно сокращаться, а не увеличиваться. Существующая образовательная система требует все больше затрат на свое существование, не обещая ничего действительно нового взамен.
И третий принцип РОС - принцип целенаправленного и управляемого развития. Строго говоря, развитие и есть целенаправленное и управляемое изменение. Но в современной культуре «развитие» путают с «ростом» и приходится специально уточнять, что нас интересует именно развитие в его истинном значении. Существующая образовательная система построена на тотальном руководстве «сверху», не способном ставить и достигать реальные цели в сфере образования человека.
Указанные принципы на наш взгляд являются необходимыми и достаточными для создания принципиально новой системы – системы Разумного Образования. И действительно, если ставятся и достигаются новые цели, диктуемые жизнью людей, если при этом стремятся достигать их с минимальными затратами, если осуществляется сквозная обратная связь – новая система обретает совершенно иные свойства. Она становится изменяемой, подстраиваемой под новые ситуации, она становится менее обременительной для человека, семьи и общества, она становится целостной и согласованной внутри и с окружающей средой, то есть гармоничной.
Далее возникают классические вопросы российской интеллигенции – что делать? С чего начать? И здесь надо понять следующее. Традиционно считается, что делать можно лишь тогда, когда есть финансирование. Эта точка зрения представляется совершенно неверной. И вот почему. Заказчика на принципиально новую систему просто не может быть. Новая система, принципиально новая не может быть принята и понята обычным функционером и даже предпринимателем.
Кто финансировал создание Г.С.Альтшуллером совершенно фантастической идеи – создание «науки изобретать»? Таковых не было.
Кто финансировал создание им системы разработки науки изобретать, того, что позднее было названо ТРИЗ? Таких источников тоже не было.
Кто финансировал создание им системы дистанционного обучения ТРИЗ в крупнейших городах СССР? Таких спонсоров не было. Ни компьютера, ни Интернет не было!
А что же было? Была Достойная Цель и ресурсы, доступные обычному человеку: пишущая машинка, папиросная бумага, позволявшая изготавливать 10 копий на машинке и почтовая связь. И тем не менее, работа, начатая в 1946 году, к 1971 году дала результаты: - алгоритм решения изобретательских задач, гарантирующий сильное решение; - систему разработчиков в разных городах СССР; - систему дистанционного обучения, включавшую в себя несколько университетов (Баку, Петрозаводск, Днепропетровск, Челябинск, Ленинград), систему школ и курсов.
На наш взгляд многими людьми многое делается для создания РОС, но эти действия как правило разрознены, отсутствует целенаправленность, отсутствует согласование, действия малоэффективны.
В чем причина? Причина видится в том, что воображение и мышление обычного человека сковано стереотипами существующей культуры разработки нового: - «этим должны заниматься ученые, институты»; - «простому человеку этого не разработать»; - «каждый должен заниматься своим делом»; - и так далее.
Для того, чтобы наши совместные действия удовлетворяли трем принципам РОС нужно начать с газеты. Самодеятельные газеты в альтернативных образовательных системах выходят. Но они не ставят перед собой, как правило, задачи объединения людей, работающих на создание Разумного Образования. Нашей целью на первом шаге является создание газеты изначально ориентированной на создание эффективного Разумного Образования.
Создавать такую газету можно коллективно, используя ресурсы Интернет, а распространять во всех городах Движения, печатая по 999 экземпляров. Для этого не требуется никаких разрешений, а затраты на такой тираж составляют не более 1500 рублей. Представим себе ситуацию: в августе месяце в крупных городах России, Украины, Белоруссии, Казахстана выходит газета, нацеленная на создание Разумной Образовательной Системы. Нам представляется пора перейти к совместным действиям.
Еще за 15 лет до Винера П.К. Анохин также утверждал, что наличие отрицательных обратных связей, обеспечивающих устойчивость организмов, - это то самое главное, что присуще жизни, что создает у живых существ целеполагание - стремление к сохранению гомеостазиса, что отличает жизнь от процессов, протекающих в неодушевленной природе. Ученики П.К. Анохина считают именно его зачинателем современной биокибернетики.
Но, по-видимому, ни П.К. Анохин, ни Н.Винер не были правы. Правильную точку зрения первым высказал, скорее всего, А.А. Богданов, который еще в 1911 году занимался проблемами организационных структур. Его книга «Всеобщая организационная наука, или Тектология» написана довольно архаичным языком... Однако, если перевести рассуждения А.А. Богданова на современный язык, можно будет сказать, что он утверждал, что для развития организации любой природы необходимы не только отрицательные, но и положительные обратные связи. Любая организованная система, любое живое существо в частности, если присмотреться внимательно к его деятельности, проявляет способности реализовывать оба типа обратных связей.
- Войдите на сайт для отправки комментариев