Главная
 

Как анализировать художественный текст?

Получил в рассылке интересный материал. Прочитайте его целиком! Выделите спорные на ваш взгляд моменты. Потом прочитайте этот же текст с моими комментариями.
– В.Г.
Афтор

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

Сегодня мы с Вами поговорим об анализе художественных текстов. Он предполагает определение основных средств выразительности, которые использовал автор. Статистика показывает, что анализ прочитанного – одно из самых сложных заданий.

Писатель раскрывает смысл, применяя эмоциональную окраску слов: эпитеты, метафоры, сложные обороты в предложениях. И здесь самое главное – это идея произведения, его глубинный смысл. То, о чем написано произведение, может даже отойти на второй план. Важно то, ради чего оно было создано.

Как правило, литератор раскрывает самые важные идеи через ярких и харизматичных героев. Достаточно понаблюдать за их поведением, взаимоотношениями с другими персонажами, и многое становится ясным. Рекомендую Вам делать это так, будто Вы наблюдаете за реальными людьми, с которыми Вы общаетесь, дружите, часто видитесь.

Для этого Вам понадобится хорошая читательская фантазия. Приближайте образы героев к себе – и Вы начнете постигать их тайны. Оценивайте их по внешнему виду, разговорам, привычкам, поступкам и действиям, и наконец – по общей ситуации, в которую их поставил автор.

Чтобы лучше понять текст, нужно выделять в нем основные выводы, вокруг которых концентрируется остальная информация. Вы можете выписывать важные обобщения и выводы на отдельный лист. Затем воспроизведите в памяти, почему автор делает такие выводы. В этот момент тезисы будут словно наполняться информацией и смыслом.

Давайте ненадолго вернемся в школьные годы. Напишите мини-сочинение по прочитанной книге. Это даст Вам прекрасную возможность высказать свои мысли, описать отношение к прочитанному, передать те чувства и эмоции, которые вызвало произведение. Все это поможет Вам активизировать мышление и развить аналитические способности.

- Ну как? Есть спорные моменты? Вот что я отметил…

Сегодня мы с Вами поговорим об анализе художественных текстов. Он предполагает определение основных средств выразительности, которые использовал автор. Статистика показывает, что анализ прочитанного – одно из самых сложных заданий.
- Возникает вопрос: если определены «средства выразительности», то значит ли это, что анализ проведен? И что нам дает такое определение средств?

Писатель раскрывает смысл, применяя эмоциональную окраску слов: эпитеты, метафоры, сложные обороты в предложениях. И здесь самое главное – это идея произведения, его глубинный смысл. То, о чем написано произведение, может даже отойти на второй план. Важно то, ради чего оно было создано.
- Верно, это важно! А как его определить? Через «эмоциональную окраску слов»?

Как правило, литератор раскрывает самые важные идеи через ярких и харизматичных героев. Достаточно понаблюдать за их поведением, взаимоотношениями с другими персонажами, и многое становится ясным. Рекомендую Вам делать это так, будто Вы наблюдаете за реальными людьми, с которыми Вы общаетесь, дружите, часто видитесь.
- Понаблюдать за героями – что это значит? И что сделать потом, после наблюдений?

Для этого Вам понадобится хорошая читательская фантазия. Приближайте образы героев к себе – и Вы начнете постигать их тайны. Оценивайте их по внешнему виду, разговорам, привычкам, поступкам и действиям, и наконец – по общей ситуации, в которую их поставил автор.
- Как мне «приблизить образ героя к себе»? И что значит «оценивать по внешнему виду» - определить «что такое хорошо и что такое плохо»?

Чтобы лучше понять текст, нужно выделять в нем основные выводы, вокруг которых концентрируется остальная информация. Вы можете выписывать важные обобщения и выводы на отдельный лист. Затем воспроизведите в памяти, почему автор делает такие выводы. В этот момент тезисы будут словно наполняться информацией и смыслом.
- А как мне выделить «основные выводы» в тексте «Евгения Онегина», например?

Давайте ненадолго вернемся в школьные годы. Напишите мини-сочинение по прочитанной книге. Это даст Вам прекрасную возможность высказать свои мысли, описать отношение к прочитанному, передать те чувства и эмоции, которые вызвало произведение. Все это поможет Вам активизировать мышление и развить аналитические способности.
- Уже пробовал много раз! Да, да действительно, можно и «мысли высказать», и «отношение описать», и «передать чувства и эмоции». Только при чем тут анализа текста? Как мне его использовать для пользы дела?

КАК НУЖНО АНАЛИЗИРОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ?

Возникло желание самому определить: что значит и как нужно анализировать художественный текст?

Что такое художественное произведение?
Это построенная автором искусственная система. Ее назначение– повлиять на читателей. Чем больше читателей захватило - тем более мощное произведение!

На что в читателе, во мне влияет художественный текст? На ум, да, но не только.

Главное – он должен влиять на Душу. Он должен питать Душу новыми переживаниями, вызывать новые чувства, либо позитивные, либо негативные, либо смешанные. Если есть такое влияние, то произведение помогает становлению Человека, его Души в читателе.

То, что называют «классика», делает именно это. Когда я «над вымыслом слезами обольюсь» - значит есть ТОТ САМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ! А когда прочитал и испытал нечто вроде щекотания чувств, значит Аффтор слабый.

Что еще делает со мной, читателем, хорошее художественное произведение?

Прежде всего, при чтении во мне возникают образы, картины. Или, как говорят в науке, модели действительности.

Например, образ мира, где живут герои эпопеи Л.Толстого «Война и Мир». Образ народа, удивительным образом складывается из образов немногих героев. Не может автор изобразить даже в эпопее тысячу человек!

Вот и возникает противоречие, разрешаемое каждым автором: героев должно быть мало, а модель должна быть близкой к реальности, где действуют сотни тысяч людей.

И важно в анализе понять: КАК это противоречие разрешает Автор? Какими средствами он через малое может передать Великое?

Что главное должен получить читатель, после прочтения произведения?

Прежде всего, он должен получить Новое Понимание окружающего мира.

Но что такое Понимание? И откуда оно берется, если автор «сочинил» худпроизведение?

Понимание возникает, если читатель усваивает определенные закономерности, объективно существующие в мире или только намечающиеся. Потому и нужно Автору сочинить искусственную систему, чтобы более выпукло отразить главное – законы, действующие в реальности! Чтобы даже «тем, кто в танке» было понятно! Но сочинить надо так, чтобы читатели восприняли новацию реальной, знакомой!

Потому и устраивает Хороший Автор публично-личное прочтение своего нового опуса, чтобы понять: дошло или не дошло? Поняли главное или не поняли?

Вот теперь можно сказать про анализ художественного произведения.

При анализе, выходит, нужно определить главное – какие закономерности показал или открыл Автор? Что я, читатель, Нового узнал о моем мире? Какую новизну внес Автор в мой мир? Как я могу теперь по–новому понимать и действовать в Мире?

И здесь важно не упустить ничего! Ибо часто Автор, желая показать одну закономерность, показывает еще несколько…
Второе, не менее важное, - как Автор это делает? Какие средства использует, как ему удается творение Чуда?

Особенно, если он использует минимальный набор образов и слов.

Получается, что анализ это тоже Творчество – деятельность по пониманию Автора как человека, жившего или живущего на одной Земле со мной.

Можно еще многое сказать, но для начала достаточно. Кажется, направление понятно и вы можете сами продолжить выстраивать Ваше понимание Настоящего Анализа художественного текста?

Counter

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.