Главная
 

Автор проекта Валерий Гальетов

Написать мне можно по адресу: e-mail: galtov@yandex.ru

VG_2007_1.jpg

Моя страница в Контакое http://vk.com/vale21rik
Моя страница на Фейсбуке https://www.facebook.com/vale21gal
Мое решение нерешаемой проблемы острова Науру http://www.youtube.com/watch?v=EIDFaMtuMRs

* * *

Я занимался решением сложных проблем со 2- го курса института, работая в области сильноточной высоковольтной электротехники. Совершенно не было представления о том, что проблемы можно решать не напряжением мысли, а с помощью определенных средств.
К тому времени в СССР уже была разработана ТРИЗ - технология решения проблем.

20 лет я провел в науке, в инженерном деле. И все проблемы и я, и мои учителя решали методом проб и ошибок. Или как тогда говорили – методом тыка.

Вот кое-что из старого капитала....

1129776.original.jpg

Рельсовый электромагнитный ускоритель макротел

О том, что можно как-то по-другому решать проблемы, мы не ведали. Мы даже не знали, что есть Мозговой Штурм, Синектика, МорфАнализ, позволяющий все наши устройства уложить в одну матрицу.


KupolVistre.jpg

Купол высоковольтного центра в Истре.

В 1979 году я познакомился с ТРИЗ по книге Г.С.Альтшуллера "Творчество как точная наука". Но книга хорошо показывает что и как, но научиться по ней невозможно. И только в 1987 году, после первого семинара я ощутил всю мощь ТРИЗ. Я ощутил, что значит - вооруженность человека, готовность его к решению проблем.

Я понял, что моя любимая работа уже не интересна мне. Я стал заниматься пропагандой ТРИЗ и применением ее для решения технических задач.

Сейчас я занимаюсь разработкой РОС - разумной образовательной системы. Если бы мне, инженеру, сказали, что я буду заниматься образованием, - я бы долго смеялся над таким прогнозом :-)! И тем не менее, кое-что в этом направлении удалось достичь. Например, в 1988 году выпустил свою работу "Прогноз развития системы образования с помощью функционально-стоимостного анализа". А теперь наблюдаю за процессом развития Настоящего Образования на фоне гибели традиционной системы.

Какие же есть передовые технологии решения проблем?

Вот передовые технологии: ТРИЗ, ФСА, ТЭКД, ННО.
ТРИЗ - технология выработки Правильных Решений, а не только решения изобретательских задач.
ФСА - технология, где впервые в документах был прописан процесс работы Временной Рабочей Группы по совершенствованию изделий и техпроцессов.
ТЭКД - технология коллективной эффективной деятельности, следующий, еще более сильный шаг чем ФСА.
ННО - технология Ненасильственного Общения, помогающая людям находить пути гармоничного взаимодействия в любых процессах и контактах.

Как можно обучить (научиться) решению проблем?

Можно ли научить человека владению технологиями? Предположим, один тренер по лыжам учит качаться, развивать мышцы.
А другой предложит подшефному коньковый ход и этот парень будет катиться быстрее и с меньшими усилиями. Что изменилось? Открыта новая технология движения...

Верное и неверное отношение к проблемам

Есть люди, которым выгодно закрывать глаза на проблему. Это поведение страуса.

Жизнь всегда связана с решением проблем. Неверное представление о Проблеме основано на том материале, что человеку близко и понятно, например - недостаточная квалификация персонала.

Это просто констатация факта. Более точная формулировка: квалификация персонала не соответствует требованиям, предъявляемым клиентами.

На самом деле - проблема это причина, вызвавшая "проблему": Почему персонал не соответствует квалификационным требованиям. Как это получилось?

Почему имеет смысл тратить время на понимание проблемы

Простой пример. У чукчей для снега в языке более 70 слов обозначающих различное состояние снега. А у нас – в лучшем случае с десяток. Кто больше понимает в снеге? Чукчи.
Почему у них так много слов? Почему такая избыточность в языке?

Для чукчей состояние снега имеет жизненно важное значение. Они снег используют постоянно. Чем больше слов, тем больше они могут сообщить друг другу об этой части Мира, называемой у нас одним словом - снег.

Значит у них более точное понимание части окружающего Мира. Неточно выразился: у чукчей больше средств в языке для отражения части Мира и понимания её. Можно даже сформулировать подобие закона:
чем больше слов отражает часть Мира,
тем более точное понимание ее становится возможным.

И можно наоборот сказать:
чем меньше слов в языке отражает часть Мира,
тем хуже она понимается людьми

Отсюда вывод:
хочешь лучше понимать Мир – увеличивай свой запас слов,
отражающих Мир, его сущностные отношения.

Становится более понятным, почему нужно читать книги. Почему более культурным человеком становится тот, кто больше читает. Да потому, что у него больше слов, он больше может сообщить своим языком о Мире. Он может помочь другим людям лучше понимать окружающий Мир.

Вот почему хороший писатель непременно вводит новые слова в своих произведениях.

Становится более понятным, чем хорош и чем плох сленг. Он состоит из слов, понятных лишь избранным. И это хорошо, они лучше понимают тот мир, в котором живут. Но и плохо, поскольку их не понимают другие люди, не владеющие сленгом.

А теперь вернемся к понятию «проблема». У нас в России есть одно слово «проблема», а мы совершенно не понимаем его сути, скрытой за словом.

Я это утверждаю не голословно. На многих семинарах в разных аудиториях я спрашивал: «Что такое проблема»? И слушал отклики аудитории. И каждый раз убеждался – все совершенно по-разному понимают это слово. И образование, опыт не играет большой роли: и руководители, и студенты, и преподаватели, и инженеры – все различно понимают «проблему».

А почему не понимаем? Скорее всего потому, что слово чужое, из греческого языка. У греков «проблема» понимается как «задача». И также понимают его англичане, много взявшие у римлян.

Значит, если мы выбросим из языка понятие «проблема», мы не будем понимать друг друга. Не будем понимать вот то самое состояние, которое человек имеет в виду, говоря «У меня (нас) проблема».

Всего безпроблемного, земляне!

Counter

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.