Главная
 

Ирвинг Шоу "Богач бедняк"

Мы уже давно всей семьей слушаем аудиокнигу "Богач бедняк".
Великолепно читает Георгий Тараторкин, в свое время исполнявший роль главного героя в многосерийном фильме.

Почему эта книга Учебник Жизни? Прежде всего потому, что с самого начала показываются молодые люди: сестра и два брата, вступающие в жизнь и начинающие принимать решения и совершать ошибки. То есть начинают жить...

Приведу рецензии других читателей на эту книгу:

1. Перечитывая книги, в который раз поражаешься тому, как может разниться восприятие произведения после того, как прошло столько-то лет, и ты повзрослела. Так случилось и с книгой "Богач, бедняк". Было бы странно, конечно, если бы мои впечатления и мысли остались прежними один в один тогда, когда мне было 15 и сейчас, 9 лет спустя.... Но не настолько же!

В подростковом и юношеском возрасте мир часто делится на белое и черное, без всяких полутонов. Именно на "белых" и "черных" я и поделила тогда всех героев книги тогда. В черные попали Тедди Бойлан, Рудольф, его жена и его родители. К белым, но заблуждавшимся, я отнесла Гретхен и Томаса. Именно так и, как говорится, ниипёт. Бойлана и Рудольфа я осуждала за стремление к деньгам и славе, жену - за алкоголизм, родителей - за нелюбовь в детям.

А что теперь? Теперь меня не отпускали мысли о том, почему же я так не любила Рудольфа? Да, он стремился к славе и богатству, но ведь он не шел по головам других? Нет, не шел.

Более того, он ведь всем и вокруг помогал: брату, сестре, племяннику, другу, преподавателю, выгнанному из университета, темнокожему мальчику (последние трое из которых его предали). Он любил свою жену, свою дочь, он, став мэром, стремился улучшить ситуацию в городе. Тогда, 9 лет назад, несчастья, случившиеся с ним, я восприняла вполне разумеющимися. "А нечего было стремиться к богатству", - злорадно думала я. А почему, собственно, ему было не стремиться к богатству??? Теперь мне мои прошлые мысли непонятны.

А Тедди Бойлан? Вместе с Гретхен я презирала его и вместе с первой девушкой Рудольфа негодовала, что этот человек противный и ужасный. Но в этот раз мне настолько жаль было этого персонажа, влюбившегося в молоденькую девушку в свои 50 лет, и помогающему Руди закончить университет...
Наверное, вполне возможно было бы пожалеть и жену-алкоголичку, и замученную мать, и грубого отца, покончившего жизнь самоубийством.

О чем эта книга для меня? О том, что миром часто правит случай. О том, что родительская нелюбовь - это очень страшно и может сломать жизни уже позврослевших детей. О том, что все мы люди и не можем быть ни идеальными, ни плохими.

Интересно, поменяется ли мое восприятие еще через 10 лет?

2.
Если провести аналогию между писателями и стрелками, то Ирвина Шоу несомненно можно назвать снайпером-чемпионом. В первый раз я прочитала этот роман когда мне было совсем не много лет. И на тот момент я конечно же не могла всецело обьять весь тот пульсирующий поток времени и меняющиеся вместе с ним настроения Америки. Я очень внимательно вчитывалась в биографию всем давно полюбившихся героев. И совершенно напрасно это делала.

Дело в том, что та конкретика с которой Ирвин Шоу рассказывает о каждом из персонажей, ни что иное как стилизация того, что происходит на заднем фоне. Когда Гретхен с Рудольфом оплакивают тяжелую участь брата которого занесло в боксёрский бизнес, на первый план встает не их диалог, а непрекращающийся звук сирены. Начало 50ых.

История каждого из троих главных героев ни что иное как стилистика зеркально отображать постоянную неуспокоенность души - души индивидуальной и коллективной души народа. Ведь что есть сюжет? Всего лишь повествовательная условность. Переход от динамичного и богатого на язык диалога на телеграфную краткость. Постоянно меняющиеся и мелькающие пейзажи, лица, события. Развитие жизни Джордахов - это развитие Америки как таковой: от медленного передвижения телег на заре колонизации до скоростных поездов и "боингов" нынешнего времени.

Ведь именно читая о переезде Гретхен в Нью-Йорк, прямо перед нашими глазами рождается провинция и сверкающий огнями мегаполис. Читая о удачно сложившийся политической карьере Рудольфа и о решении Томаса вложить весь свой капитал в яхту перед нами вырастают новые стены между социальными классами. Трудовой люд и публика с большими деньгами были всегда. Точно так же как и богемы и лазурный берег Франции. Но Ирвину Шоу удается как никому полностью раскрыть перед нами все реалии Большой Американской Мечты.

Снайперские качества Ирвина Шоу просто не могли позволить ему превратить роман "Богач, Бедняк" в еще одного Марка Твена или Хэмингуэйя. И именно его проницательность не дала роману закончиться хорошо. Ибо самое главное, что как мне показалось он хотел показать нам, читателям - это образ недостижимого, но неутраченного идеала.
Just like chasing the American Dream.

Единственное чего Ирвину Шоу не хватает - это той внутренней свободы, что отличает подлинного художника. Это есть ни что иное как тот эпохальный принцип Оскара Уайльда - "литературе незачем походить на жизнь, это жизнь должна стремиться походить на литературу". Принцип который был чужд Ирвину Шоу. За что я так его и люблю.

------- книга в прикрепленном файле ---------

Counter

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.