Главная
 

Прогноз развития системы образования на основе функционального моделирования

...При футурологическом подходе можно существенно уменьшить неопределенность грядущего, когда из различных альтернатив и поисковых прогнозов удается вычленить спектр наиболее желаемых и одновременно наиболее реальных тенденций и процессов, которые поддаются воздействию и даже разумному управлению.

...важно создавать тот целевой образ (модель) системы образования, в направлении которого должна происходить оптимальная траектория эволюции.
из монографии Аркадия УРСУЛА
“Переход России к устойчивому развитию”

АКТУАЛЬНОСТЬ

Кризис образования отмечен как мировое явление в работах многих ученых и в официальных документах ЮНЕСКО [1]. В настоящее время в различных странах осуществляются попытки новых подходов в образовании. Несомненно, некоторые из них станут основой системы образования будущего. Однако создается впечатление, что эта работа, как в России так и за ее пределами, проводится наиболее простым, привычным и наиболее затратным методом "проб и ошибок".

Проблема, на наш взгляд, состоит в том, что модернизация системы образования невозможна без прогноза развития системы образования. Обоснованный прогноз может указать более верное направление развития системы образования. Но на чем должен быть основан такой прогноз? Из практики известно, что экстраполяция существующих тенденций не всегда оправдывается на практике. Тем более трудно прогнозировать в переходные моменты истории.

В настоящей работе сделана попытка построить модель образовательной системы будущего на основе законов развития социотехнических систем и технологических процессов. Первые законы в этой области, основанные на анализе патентного фонда технических устройств, были описаны Г.С.Альтшуллером, автором Технологии Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) [2].

Использование модели позволит определить закономерные направления развития системы образования и обоснованно строить ступени такой системы. Кроме того, модель позволит проанализировать попытки реформирования образования, которые совершаются в настоящее время.

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ

Для разработки модели использована технология функционально-стоимостного анализа (ФСА), разработанная в СССР в 90-е годы [3,4] с учетом законов развития. Сущность метода – модель новой системы создается путем обоснованного исключения затратных, вредных, ненужных и вспомогательных функций старой системы вместе с носителями функций, компонентами этой системы, а в существующем настоящем отыскиваются компоненты будущей новой системы, реализующие главную функцию по-новому.

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

В данной работе вуз рассматривается лишь как учебное учреждение и это является допущением. Научную деятельность и функции вуза необходимо моделировать отдельно.

В вузе выделим такие существенные компоненты как:

  • подсистема набора студентов и преподавателей;
  • подсистема обучения студентов;
  • подсистема итоговой аттестации студентов;
  • подсистема обеспечения студентов пособиями;
  • подсистема контроля знаний студентов;
  • подсистема управления компонентами.

Важно учитывать, что вся система находится в определенной среде, получая из нее ресурсы и поставляя ей свою "продукцию".

На основе анализа практики и документов системы образования можно утверждать, что главная функция вуза может быть определена так: готовить специалиста (человека, обладающего определенным набором знаний и умений в определенной сфере деятельности).

Затем, на основе главных функций компонентов можно построить модель образовательного учреждения, включающую функции:

  • Набрать студентов и преподавателей;
  • Обучить студентов;
  • Аттестовать студентов;
  • Снабдить студентов пособиями;
  • Контролировать (знания) студентов;
  • Управлять подсистемами.

Каждая функция определяется в стандартной форме:
действие (глагол в неопределенной форме) + объект действия (материальный поток или предмет).

В используемом варианте ФСА функции определяются на основании определенного алгоритма, а не методом «проб и ошибок», как это часто делается в управлении.

ПОСТРОЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ИДЕАЛЬНОЙ МОДЕЛИ (ФИМ)

Построение функционально-идеальной модели выполняется путем элиминации подсистем (свертыванием системы). Специалистами по функционально-стоимостному анализу выработаны формулы свертывания [4]:

Подсистему Х (носитель функции), выполняющую функцию Y,
можно исключить, если:
а) нет объекта функции;
б) объект функции Сам выполняет ее;
в) функцию выполняют другие компоненты системы или среды.

Применяя эти выражения к типовой модели вуза, получаем:

Подсистему набора студентов можно исключить, если:
а) нет студентов;
б) студенты набираются сами;
в) студентов набирают другие подсистемы.

Подсистему обучения студентов можно исключить, если:
а) нет студентов;
б) студенты обучаются сами;
в) студентов обучают другие подсистемы.

Подсистему аттестации выпускников можно исключить, если:
... (далее аналогично в соответствии с формулой)

На основе данных формул, получаем набор вариантов выполнения модели образовательного учреждения будущего (табл.1).

TablPrognoz01.jpg

Анализ таблицы показывает:
1) возможен вариант, когда все внутренние функции вуза вместе с подразделениями-носителями могут быть исключены либо «отомрут естественным образом» (колонка А);
2) в других вариантах выполнение внутренних функций может быть передано самим студентам (и преподавателям) и/или другим социальным институтам (колонки В и С).
Важно отметить, что при любых вариантах исключения- отмирания функций, мы должны мыслить главную функцию «подготовить специалистов» как сохраняемую.

Можно видеть, что возможны несколько вариантов исключения - отмирания функций. Отмирание функций приводит к отмиранию компонентов - носителей этих функций. При этом структура системы упрощается.

Физически процесс исключения – отмирания функций может проходить как эволюционный процесс с участием бюрократических государственных инстанций. Но может быть также построен как сознательно направляемый процесс, согласуемый с реальными потребностями общества и законами развития социально-технологических систем.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Анализ модели (табл.1) показал, что возможны несколько вариантов сохранения главной функции “подготовить специалиста” при отмирании вуза.

Предельный вариант свертывания в общем случае - исключение всех компонент вуза. Наглядный исторический пример - переход от классной доски с мелом к экрану, на который проецируются слайды. Компоненты “классная доска” и “мел” заменены другими компонентами. Изменение принципа отображения информации повлекло за собой изменение конструкции при сохранении функции.

На основе данной модели можно получить несколько версий подготовки специалиста. При разработке каждой версии определяется противоречие как проблема, для решения которой необходимо использовать ресурсы среды, уже существующие или принципиально возможные в перспективе.

Далее предложены несколько вариантов сценария “подготовка специалиста”, а затем рассматриваются социальные возможности (ресурсы), которые уже существуют в настоящем и позволяют выполнить главную функцию “подготовить специалиста” при отсутствии вуза. Тем самым можно обнаружить элементы будущей системы образования в настоящем.

Counter

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.