По просьбе психолога одной из гимназий провел встречу с учащимися 10-х классов. Она сказала, что к ней часто обращаются с вопросами о рациональном использовании времени. Попросила встретиться с ребятами.
Я начал с того, что предложил собравшихся написать " Три вопроса, ВАЖНЫЕ для них лично". И дал 3 минуты времени.
Потом попросил выделить из трех ОДИН ВОПРОС, наиболее важный. На это ушла еще 1 минута.
Потом предложил объединиться в группы по 4-5 человек и перенести вопросы на лист А4 так, чтобы Самые Важные вопросы были в верхней части, а менее важные в нижней (по согласованию со всеми участниками группы).
После того как листки заполнили и сдали стал выбирать вопросы из верхней половины листа и отвечать на них. Помогало отвечать то, что с 1990 года я участвовал в работах Талгата Акбашева, в его проектах с использованием "Педагогики жизни".
Тогда он всем участникам дал не только практические навыки Технологии Согласованной Эффективной Деятельности, но и основы фундаментальной теории энергетической активности человека.
Большинство вопросов учащихся касалось Самоорганизации и Самоуправления. А эти темы в "Педагогике Жизни" не только обсуждались в 1988 - 1996 гг с педагогами Ленинграда, Москвы, Горького, Казани, Челябинска. Практический вклад внесли педагоги городов Башкирии: Уфы, Белорецка, Сибая, Учалы.
Вот что получилось после домашней обработки вопросов гимназистов:
Управление временем
- Как решить проблему нехватки времени?
- Как управлять свободным временем?
- Как научиться ценить время?
- Как правильно и рационально распределять свое время (4)
- Как выполнять дела, не теряя времени?
- Как организовать свое время?
- Как все успевать?
- Как не опаздывать ?
Самоорганизация
- Как организовать деятельность, чтобы стать успешным?
- Как получать удовольствие от того, что ты делаешь?
- Чем заниматься во внеурочное время?
- Чем лучше заниматься в свободное время? Как лучше выбрать?
- Как правильно расставить приоритеты и при том не запутаться?
- Как структурировать свои дела, чтобы все успевать?
- Как правильно распределять свое время и силы?
- Как делать все эффективно, добиваясь больших результатов?
- Как наиболее эффективно использовать свое время?
- С некоторых пор нам все чаще предъявляют, чтобы мы делали что-либо сами. Как быть тем, кто не силен в самоорганизации?
- Как побороть лень?
Постановка целей
- Как достичь того, что ты хочешь?
- Как стать успешным человеком?
- Как стать человеком полезным для общества?
- Что нужно сделать для того, чтобы быть успешным?
- Как стать человеком, который был бы интересен обществу?
- Как можно достичь определенного авторитета (положения в обществе)?
- Как стать лидером?
- Добившись успеха, как не потерять и не сдать свои позиции?
Учение
- Как заставить себя погрузиться в учебу?
- Что нужно сделать для того, чтобы на базовые предметы в домашней подготовке было не более 30 минут, а всё остальное время на профильные (как убедить наших педагогов, чтобы по этому принципу проводили занятия)?
- Стоит ли быть троечником, двоечником по ненужным предметам ради того, чтобы очень хорошо знать другие предметы?
- Как хорошо сдать ЕГЭ?
- Ученики обязаны учиться хорошо по всем предметам?
Разное
- Как перестать беспокоиться?
- Как бороться с вредными привычками
- Будет ли в 2012 году конец света?
- Что вы думаете о ряде последних катаклизмов на Земле
Первые 4 темы входят в курс "Технология эффективной жизни и деятельности", который я начал разрабатывать еще в 2005 году. К сожалению, с этими темами мало знакомы не только учащиеся, но и педагоги. Вместо простых - можно сказать Фундаментальных Оснований деятельности - они из книг получают разные обрывочные сведения, не представляющие системы, не проверенные на практике в большинстве случаев.
А учебников по Эффективной Деятельности нет! Лишь Борис Циренович Бадмаев вплотную подошел к эффективному обучению в книге "Психология и методика УСКОРЕННОГО обучения". И много в этом достиг. Но он военный психолог, потому так далеко и зашел .
Осталось сожаление, что не на все вопросы удалось ответить. Постепенно буду размещать ответы на сайте в разделе "Гимназистам".
Надеюсь, что ответы дойдут до вопрошавших гимназистов!