Среди множества проблемных ситуаций, рассматриваемых учащимися при обучении ТРИЗ, есть и такая, почти нанопроблема:
В установке для получения удобрений потоки жидкостей А и Б в виде мелких капель направляются навстречу друг другу. Соединяясь, они дают удобрение АБ. Но кроме этого получались ещё капли АА и ББ. Как избежать образования капель АА и ББ?
Решение этой проблемы не так просто найти и потому используется Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ).
Сила Алгоритма в том, что проблема обостряется: Чем больше образуется капель АБ, тем больше образуется ненужных капель АА и ББ.
И - что главное- последовательно используется НЕСКОЛЬКО инструментов для получения решения.
Один из них - Метод Маленьких Человечков. Ситуация изображается в виде человечков, которых можно попросить делать то, что НАМ НУЖНО. Например, соединяться в капли АБ, но не соединяться в капли АА и ББ. РАзумеется, надо сообщить человечкам необходимые свойства.
Метод ММЧ и эта задача годится, на мой взгляд, для решения любых нанопроблем. Описанная макроситуация это как бы обобщенная модель проблем в НаноМире. Ведь мышлению ВСЕ РАВНО с какими частицами работать: с макро - кубик, пробивающий броню, миди- капли, сталкивающиеся между собой, мини- заряженные частицы в поле, или наночастицы....
Главное в том, что мышление должно действовать по определенным правилам, чтобы результат соответствовал Законам Природы, а не своеволию человека.
Более подробное описание ММЧ и примеры можно найти на сайтах здесь и здесь.
Будьте осторожны! Даже такой простой метод можно излагать неточно. Например вот здесь доктор философских наук, сообщает, что
"Метод маленьких человечков — дробление проблемной ситуации на множество «маленьких человечков»".
Не "проблемная ситуация" дробится, а исследуемая СИСТЕМА представляется в виде "множества маленьких человечков".
Итак, попробуете САМОСТОЯТЕЛЬНО найти правильное решение описанной проблемы?
- Войдите на сайт для отправки комментариев