Главная
 

Глава 2. Изобретательность - способность творить новое

Для книги "Основы разумной изобретательности" написал ряд глав. Вот одна из них...
Развитие техники по линии моно-би-поли

ГЛАВА 3. Изобретательность – способность творить новое

Для того, чтобы понять роль изобретательности в жизни общества и человека надо ответить на такие вопросы:
1. Что такое изобретательность как способность человека?
2. Что дает человеку способность изобретать?
3. Почему, из какой нужды возникает способность изобретать?
4. Что дает обществу изобретатель и что получает?
5. Всем ли нужно быть изобретательными?

И самый животрепещущий вопрос: можно ли научиться изобретать или нужно родиться с талантом изобретателя?

Что есть «изобретательность»?

Так что же такое «изобретательность»?
Словарь русских синонимов определяет «изобретательность» как затейливость, хитроумность, хитрость, остроумие, находчивость, выдумка, хитростность.
В словаре Ожегова находим «Изобретательный - способный изобретать, находчивый». Что же находит «находчивый»? Видимо новое, не очевидное другим. И полезное, поскольку в языке просматривается уважительное отношение к человеку изобретающему.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 5. Определим изобретательность как способность человека находить новые полезные решения известных или новых проблем. Если человек постоянно занят поиском новых решений, его можно назвать «изобретателем». В Приложении 1 можно прочитать о японском изобретателе.

Ярче всего изобретательность проявляется в нештатных, необычных ситуациях, когда очевидно, что нужно найти решение, а ничто никому не приходит в голову.
И вот тут находится решение.

Что дает человеку способность изобретать?

Если у человека есть способность находить неочевидное решение в нестандартной ситуации, то он может такую ситуацию изменить в выгодную для себя сторону. И лучше, если он может это сделать, не тратя времени на раздумывание.

Изобретательность дает возможность невыгодную, проигрышную, проблемную ситуацию превратить в полезную для себя и других.

Прочитайте в Приложении 2 португальскую сказку «Кувшин из серой глины». Обратите внимание на способ, найденный слабым и слепым человеком, чтобы вернуть себе деньги, украденные богатым и сильным соседом.

Почему необходимо сегодня развивать способность изобретать?

Есть несколько причин, требующих развития способности изобретать…
Мы отдалились от Природы и живем в изменяющемся Мире. Мир так быстро меняется, что целые поколения людей с трудом приспосабливаются к новому. Мир меняется, а способности человека удовлетворять свои потребности остаются прежними. Говорят, нужно учиться, получать знания. Но знания не рождают изобретательность сами по себе. Нужно тренировать себя в постоянном применении знаний.

Мир меняется и все больше возможностей открывается перед каждым человеком и нужно выбирать те, что наиболее полезны ему. Но как выбрать то, что необходимо именно мне? Особенно, когда мало времени, когда некогда выбирать, когда есть множество выборов?

Кто и где учит современного человека осуществлять сознательный и правильный выбор из множества возможностей?

Люди меняют Мир ежечасно, ежедневно. Создаются все новые ситуации: нештатные, проблемные, аварийные…
Кто-то не завернул гайки на агрегатах Саяно-Шушенской ГЭС, сорвало крышки гидроагрегатов, погибли десятки человек. Кто-то слил горючие вещества в городскую канализацию и жители трех городов Подмосковья остались без воды (Приложение 3).

В современном Мире люди сами для себя создают новые ситуации, с которыми никогда раньше не сталкивались. И в каждой такой ситуации нужно уметь найти новое, нестандартное решение.

Пример 4. В городе не стало воды. Где найти хотя бы литр воды, пригодной для питья, если всю воду разобрали?
Пример 5. Вокруг города горят леса. Воздух пропитан дымом. Где найти чистый воздух для новорожденного младенца?

Даже удовлетворение основных человеческих потребностей может потребовать изобретательности от каждого.
В изменяющемся Мире выживают и лучше живут изобретательные люди. Остальные довольствуются их достижениями, либо прозябают, жалуясь на судьбу, на происки врагов, на отсутствие удачи в жизни.

Всем ли нужно быть изобретательными?

Надо ли каждому быть изобретательным? Может быть вполне достаточно, если будут талантливые изобретатели в институтах, в специализированных фирмах? Может быть пусть они и занимаются изобретениями, а каждый нормальный человек будет им платить через налоги за их труд. Хорошо ли это?

Еще сто лет назад почти так и было. Рядом с обычными людьми жили изобретатели велосипеда, самолета, автомобиля, радио, телефона, телевизора, фотоаппарата, кино.

Пример 6. В женской гимназии Калуги работал учителем физики К.Э.Циолковский. Обыватели считали его просто сумасшедшим, не понимали его космических идей, требовали запретить ему работать над своими бредовыми фантастическими проектами и заняться делом, чтобы не позорить семью и город.

Изобретатели занимались своим делом и не мешали жить другим гражданам. Не досаждали властям жалобами на то, что им мало платят жалованья. Не требовали денег у богатых спонсоров…

Что же изменилось за сто лет?

Главное изменение – Мир стал высококонкурентным. Фермер в глубине России вынужден конкурировать с передовыми фермерами в Европе, если хочет, чтобы его хозяйство процветало. Уже сегодня малый и средний бизнес Китая успешно конкурирует с предприятиями России и всего мира.

Растет конкуренция не только в области добычи нефти и газа. Уже началась конкуренция за чистую воду, за свежий воздух – за основные природные блага. И те, кто не умеет изобретать, остаются, как говорится «на обочине прогресса».

В современном мире для того, чтобы успевать и быть успешным нужно уметь находить не столько технические решения, сколько организационные и социальные. О них можно прочитать статью патентоведа А. Ефимочкина (Приложение 4)

Можно ли научиться изобретать?

Вот несколько примеров из истории…
Древние римляне не умели делить. Задача деления одного числа на другое относилась к не решаемым.

В средние века не умели решать квадратные уравнения. Было непонятно: почему-то иногда получалось два корня, а иногда один. Решение квадратного уравнения, как и деление римских чисел, было «творческим делом»: корни находили подбором.

Во времена Д.И.Фонвизина, написавшего комедию «Недоросль», считалось, что научить грамоте можно только ребенка 14-16 лет. Обучение чтению семилеток считалось невозможным.

В чем причина? Почему задачи, считавшиеся не решаемыми еще совсем недавно, теперь решают даже дети?

Ответ простой: изменилась технология. Изобретена арабская десятичная система записи чисел, и теперь первоклассник умеет делить числа. Появились формулы Кардано и теперь поиск корней квадратного уравнения стал рутинной процедурой для школьника.

Во второй половине ХХ века педагог Н.А.Зайцев создал новое средство «Кубики» и теперь ребенок 3-4 лет можно научиться читать и писать кубиками. Николай Александрович Зайцев изобрел новую технологию обучения чтению трехлеток.

Также обстоит дело и с изобретательством. Если пользоваться старой технологией поиска решений методом проб и ошибок или озарением, то научить невозможно. Если воспользоваться достижениями ТРИЗ – технологии решения изобретательских задач, то можно научить изобретать даже школьников.

Counter

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.