Введение
ТРИЗ – технология, а не теория и поэтому ее можно усвоить и освоить только применяя, а применять нужно к практическим ситуациям прошлого или настоящего. Именно поэтому мы даем серии проблемных ситуаций из прошлого (где уже известно решение) и настоящего (из вашей жизни и работы).
ТРИЗ – технология, основанная на системе понятий, которую можно назвать «теорией». Эти понятия относительно просты: прием, стандарт, противоречие, закон. Но за каждым стоит определенное полезное действие. Их не надо учить наизусть, они запомнятся сами.
ТРИЗ – технология, применяемая к любым ситуациям, и поэтому обучение строится на практических ситуациях разных специальностей, в том числе научных, инженерных, педагогических и т.п. Возражения типа «эта задача не по моей специальности» не принимаются, поскольку серьезная задача лежит чаще всего вне специальности или на стыке специальностей.
Принцип "Неполнота данных о ситуации и избыточность".
В реальной практике никогда нельзя быть уверенным, что вся информация получена. Сам процесс решения есть процесс постановки задачи с постоянным поиском недостающей информации. Вместе с тем, часто дается избыточная информация, затрудняющая выделение задачи. Именно поэтому жалобы на то, что «информации было недостаточно» не принимаются. Почти всегда можно получить у консультанта недостающую информацию.
Логика дистанционного курса.
Обучение на дистанционном курсе отличается от регулярного обучения в аудитории. Мы начинаем курс с Описания Вашей проблемной ситуации, затем переходим к ее Анализу и затем к Постановке Цели (определению решения).
Можно сказать, что курс строится как система задач:
- Научись «описывать ситуацию»;
- Научись «анализировать ситуацию»;
- Научись «выявлять проблему (противоречие)»;
- Научись «ставить задачу»;
- Научись «решать задачу».
КАК ИЗУЧАТЬ ТРИЗ
С чего начинать
ТРИЗ изучается на основе анализа большого количества примеров (кейсов), приведенных в книгах и на сайтах. Часть примеров мы вышлем, другие можно найти на сайтах Международной Ассоциации ТРИЗ, кроме того нужно найти несколько книг[1] автора ТРИЗ Г.С.Альтшуллера и его учеников в библиотеке или заказать через Интернет – магазин.
При чтении книг нужно самостоятельно использовать описанные средства (противоречие, ИКР, приемы, ресурсы, стандарты, АРИЗ).
Но, самое важное, – необходимо работать с собственными практическими ситуациями. Для этого нужно их описывать и анализировать.
Описание и анализ ситуации.
Для того, чтобы анализировать ситуацию, надо иметь «сырье», исходный материал для анализа. Как правило, нормальный инженер, менеджер, специалист не делает этого важнейшего шага, не описывает проблемные ситуации. А тогда, его умение описывать не тренируется, и кроме того нет материала для анализа. Труднейшая интеллектуальная работа ведется с «кашей в голове» вместо четкого набора данных.
Описание уже само по себе требует анализа, выделения из потока жизни того, что необходимо для изменения ситуации не случайным, а закономерным образом.
Вот критерии нормального описания ситуации:
- полнота;
- краткость;
- точность;
- ясность.
Разберем эти критерии.
«Полнота» означает, что не упущены важные детали, имеющие отношение к данной системе, ситуации. «Краткость» означает, что нет ничего лишнего, не относящегося к делу. «Точность» означает, что описывается только то, что есть, а не мнения и соображения описывающего или рассказывающего. «Ясность» означает, что используется язык, понятный для неспециалиста, без жаргона и терминов.
Анализ часто понимают как «разложение на части». Тогда «проанализировать мясорубку» означает развинтить ее и положить на столе. На самом деле анализ есть установление не очевидных связей, как полезных, так и вредных, как видимых, так и не видимых, обнаруживаемых лишь при тщательном исследовании взаимодействий.
Результатом анализа является новое знание о системе, устройстве, явлении, коллективе, а также понимание их поведения, работы, процессов в них. Говоря научным языком – модель системы, устройства, явления, коллектива.
Пример 1. При анализе обычной мясорубки в бюро ФСА НПО «Электросила» было обнаружено более 100 (!) нежелательных явлений. В том числе явление отталкивания мяса от решетки нерабочей стороной ножа, тогда как шнек нагнетает мясо к решетке. В результате действия сил мясо закручивалось у решетки, а не продвигалось в нее.
Пример 2. При анализе технологического процесса изготовления кипятильника (там же) были обнаружены совершенно ненужные операции нарезки трубки, поставляемой в бунтах, на плети длиной 2,5 м и выравнивание их, тогда как нужны были заготовки 25 см, которые затем навивались в спираль.
Порядок самостоятельной работы
Если вы на нескольких примерах поняли, как работает средство, попробуйте применить его к нескольким новым задачам до того, как прочитаете ответ автора книги. А затем сравните с результатом автора.
Пишите нам при возникновении вопросов, недопонимания!
Запомните: глупых вопросов не бывает!