Главная
 

Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова СИМПТОМ СИСТЕМНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

В работе рассматривается деятельность государственной систе
мы образования, почти одинаковой во всех странах цивилизован
ного мира. Анализируются источники, приобретшие широкую из
вестность в XX и XXI вв.:

  • «Демократия и образование» и
  • «Опыт и образование» Джона Дьюи,
  • «Саммерхилл» Александра Нилла,
  • «Трагическая иллюзия: тестирование в образовании» Джона Рейвена,
  • «Освобождение от школ» Ивана Иллича
  • и «Вот что называется школой» Джона Гудлэда.

Особенно внимательно (по личным впечатлениям) изучается практика американской школы. Декларируемые цели образования сличаются с целевыми установками, которыми в действительности руководствуются учителя. Рассматриваются также федеральные законодательные установления, предписывающие провести очередную образовательную реформу в США.

Делается вывод, что за прошедший век создать прогрессивную и
демократическую систему образования так и не удалось.

В этой статье речь пойдет не о личности, а о гуманитарной
(личностноподобной) системе [2]. Мы считаем, что система образования во всем мире страдает тяжким заболеванием, один из симптомов которого — псевдология.

*)Псевдология — патологическая лживость; склонность к придумыванию несуществующего с целью возвышения собственной личности в глазах окружающих [1].

Симптом патологической лживости может возникать при различных заболеваниях, вплоть до шизофрении, и иногда кажется, что дело зашло уже настолько далеко. Но пока мы будем говорить лишь о психологической защите — механизме, который призван предохранять личность от конфликтов между сознанием и бессознательным. «Эта особая психическая активность реализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предохранять личность
от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного конфликта.

Психологическая защита проявляется в тенденции человека [в нашем случае — гуманитарной системы. — Э.Г., Ю.Т.] сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других» [3]1 .

----- вся статья в Прикрепленном файле внизу -----

Counter

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.