Главная
 

Почему ТРИЗ-педагогики может никогда не случиться?

отклик инженера на статью педагога-исследователя и письмо философа в журнале «Технологии творчества»

ВВЕДЕНИЕ

Интересные вопросы поставила в своей статье педагог-исследователь А.А.Нестеренко. Интересные мысли высказал в ответ философ и преподаватель А.В.Лимаренко. И в той и в другой работе отсутствует главное, на мой взгляд, - системный анализ текущей ситуации и ее понимание на этой основе.

С точки зрения инженера ситуация в системе «Общество-Система образования» выглядит достаточно просто: есть машина, выпускающая продукцию, не пригодную больше к употреблению1. Эта машина - система образования, или просто Система.

Продукция - поколения выпускников системы. И проблема состоит в том, чтобы понять "что делать", как изменить систему. Прежде всего - понять, избавляясь от собственных шаблонов и не увлекаясь привлекательными шаблонами корифеев от науки, от ТРИЗ и пр.

ЧАСТЬ I. МАШИНА ПРОТИВ ЛЮДЕЙ

Кажется, должно быть понятно, что в условиях Системы, настроенной на "винтикизацию" педагога и ребенка, научить творчеству невозможно. Говорить о том, что ты учишь творчеству (по ТРИЗ или по Давыдову-Эльконину) - можно. Можно даже демонстрировать детей, которые занимают призовые места в олимпиадах, «изобретают», «умеют мыслить» и пр. Все это - "игры, в которые играют" люди в «науке» и в системе образования. "Игры" отличаются от игры тем, что участники не могут изменить правила. В них можно играть или уйти, но нельзя изменить правила.

Системе, порождающей это отчуждение человека от смысла его деятельности, человека от человека, выгодно, чтобы "винтики" не понимали ее главной функции. Здесь меня должен бы понять философ, поскольку "отчуждение" есть базовая категория, использованная Марксом еще в его раннем исследовании капиталистического общества, в «Экономико-философских рукописях 1844 года».

Именно потому Системе не выгодно "давать" диалектику педагогам, очень много лишних вопросов будут задавать.

Теперь попробуем объясниться с Педагогом. Вас не удивляет, коллега, почему это ТРИЗ "на ура" встречают в большинстве кабинетов власти Системы, начиная едва ли не с 1988 года? И почему, например, до сих пор не принимаются такие простые и безобидные пособия Н.А.Зайцева "Кубики" и "Стосчет", позволяющие решать очень важную задачу: обучать грамоте детей 3,4,5 лет?

Причины весьма просты, поскольку прост механизм Системы, - машины для преобразования природного продукта - ребенка - в работника Мегасистемы.

Одна из причин в том, что ТРИЗ-образование позволяет не затрагивать святая святых системы - ее ценности и принципы - основу механизма машины. ТРИЗ в школе - это иное содержание обучения. Раньше изучали законы физики, а теперь еще учим и "приемам творчества", - отчитывается Система устами чиновников. Следовательно, делает она хитрый выверт, которому позавидует средневековый схоласт, - мы обучаем творчеству, мы творим «творческую личность». То к чему мы всегда стремились - свершилось! Есть сдвиги, есть реформа! И вся психологическая диагностика это дружно подтверждает: - Да, креативность тризнутых винтиков выше!

- Но мы же меняем цель! - скажет Педагог, - Мы действительно формируем ТЛ в отличие от традиционной системы!

Counter

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.